«Тоша&Co» - лучший в 2017 году социальный проект Московской области

«Тоша&Co» - лучший в 2017 году социальный проект Московской области

Центр реабилитации для детей и взрослых после кохлеарной имплантации «Тоша&Co» стал победителем регионального конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект года Московской области» 2017.

Организаторами мероприятия выступили Министерство инвестиций и инноваций Московской области, ГКУ «Московский областной центр поддержки предпринимательства» при содействии Министерства экономического развития Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет».

Конкурс проводился в рамках III всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года» по девяти номинациям. Центр «Тоша&Co» победил в номинации «Лучший социальный проект в области социального обслуживания лиц, нуждающихся в социальном сопровождении», и вместе с другими лауреатами будет представлять Московскую область на всероссийском финале, который пройдет в Сочи в середине февраля. О конкурсе, успехах и достижениях «Тоши&Co» мы попросили рассказать его директора Елену Витальевну Мунтян.

Победа в региональном конкурсе и звание «Лучшего социального проекта года» стала приятной неожиданностью для всего коллектива Центра реабилитации «Тоша&Co». Эта награда очень важная для всех нас, ведь она является признанием на государственном уровне нашей работы и высокого профессионализма каждого сотрудника «Тоши». На конкурс мы выходили не как узкоспециализированный Центр по реабилитации после кохлеарной имплантации, а как уникальное учреждение, занимающееся реабилитацией детей, имеющих тяжелые сочетанные нарушения.

Впервые мы задумались о том, что необходимо выходить на новый уровень работы, направленный на коррекцию ряда серьезных расстройств, которые встречаются у наших пациентов, в 2014 году. К тому времени в «Тошу» все чаще стали поступать кохлеарно имплантированные детки с расстройствами двигательной, эмоционально-волевой сферы, аутистического спектра, а также с синдромами дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и др. Это очень серьезные проблемы, но их у детей как будто никто не замечал и не идентифицировал, а все внимание и все силы родителей и специалистов были брошены на коррекцию слуха. Понимая важность умения работать с такими пациентами и необходимость коррекции всех вышеперечисленных расстройств, мы начали поиск мест, где этому можно научиться. Ездили во все российские образовательные институты, занимающиеся коррекционной педагогикой, эмоциональными расстройствами, обращались к зарубежным коллегам, в том числе практикующим холдинг-терапистам, АВА-терапистам, специалистам по floortime. Хорошим стартом стал курс Ольги Сергеевны Никольской в Институте коррекционной педагогики. Именно с обучения у нее начался наш путь освоения расстройств аутистического спектра.

Однако все методики и практики, которые мы видели, хорошо работают, когда ребенок нормально слышит. А если есть нарушения слуха, все это оказывается малоэффективным: ребенок не слышит, прямая коммуникация нарушена, а ее формированию и коррекции препятствует наличие того или иного расстройства.

Буквально по крупинкам собирая знания, мы внедряли их в нашу работу. Летом 2016 года все сотрудники Центра «Тоша» побывали в Варшаве, где прошли практический курс у терапевтов польского Центра «KLEKS» - сильнейшей практической школы в Европе, специализирующейся на реабилитации детей с аутизмом, умственной отсталостью, синдромом Дауна, задержкой психического развития и другими расстройствами. И это обучение оказалось самым продуктивным! Мы изучили специфику работы с детьми, имеющими очень серьезные патологии и одновременно нарушения слуха, и этот бесценный опыт сейчас успешно применяем в своей практике. Сегодня мы умеем идентифицировать нарушения, предполагать пути развития ребенка, правильно ставить цели, и четко знаем, каким способом это делать.

Нередко к нам приезжают дети, которым нужно специфическое сопровождение в связи с расстройством двигательной сферы. Конечно, «Тоша» не является специализированным центром реабилитации детей с ДЦП, но поток малышей, нуждающихся в таком виде помощи, постоянно растет. К реабилитации мы подходим комплексно, обращаем внимание на каждую, даже самую незначительную деталь.

Например, приезжает кохлеарноимплантированный ребенок, кажется, что реабилитационный процесс запущен, но это не так, что-то мешает его нормальному слухоречевому развитию. Выясняется, что у него расстройство вестибулярного аппарата. Специалисты составляют программу реабилитации, в ходе которой нужно провести элементарную работу и малыш перестает испытывать сложности в слухоречевом развитии, довольно быстро догоняет своих сверстников. Не серьезная вроде бы проблема, но когда видишь, как было и как стало, становится понятно, насколько важно было обратить на нее самое пристальное внимание.

Мы помогаем и детям с нормальным слухом, у которых есть проблемы речевого развития, расстройства внимания и поведения, а также двигательной сферы. Важно не запустить нарушение, чтобы со временем оно не оформилась в серьезную патологию.

Но и этого нам показалось мало! В прошлом году специалисты «Тоши» начали осваивать уникальную систему помощи детям с тяжелейшими формами ДЦП, которые не могут не только двигаться, но даже нормально принимать пищу, поскольку у них нарушены высшие корковые функции. Когда углубились в эту проблему, то увидели, что таких детей в России, к сожалению, очень много и потребность в их реабилитации большая. Мы снова поехали учиться у польских специалистов, и сегодня знаем, что нужно делать, чтобы эти тяжело больные дети начали глотать, а значит, самостоятельно есть. И это еще одна, очень важная ступень развития нашего Центра.      

Ежегодно, как и любой коллектив, мы подводим итоги своей работы. И с радостью могу сказать, что нам снова и снова есть чем гордиться! В «Тоше» работают очень квалифицированные узкие специалисты – сурдопедагоги, логопеды, музыкальный терапевт, нейропсихолог, психолог-игротерапевт. Благодаря их успешной работе, освоению новых методик и их применению на практике, количество детей, поступивших, например, с признаками расстройств аутистического спектра, заметно снизилось. На сентябрь 2016 года таких пациентов в Центре наблюдалось 56 человек. Сегодня их на 20 меньше. То есть проводимая работа по специфической реабилитации, коррекции коммуникации, двигательной сферы, комплексные педагогические занятия дают прекрасные результаты. И дети постепенно начинают приближаться к норме. Они накапливают пассивный словарь, начинают проявлять понимание, идут на контакт не только с близкими, но и с педагогами. И это наша совместная победа.

Безусловно, приезжают все новые и новые пациенты, многие со сложными сочетанными патологиями. Но мы не теряем надежды, что при правильном построении маршрута реабилитации, совместной плодотворной работе с родителями эти дети имеют шансы на стабильную положительную динамику, и тяжелая степень заболевания может перейти в легкую. А значит, ребенок сможет жить в социуме, учиться вместе со своими сверстниками в обычных образовательных учреждениях, получить при желании высшее образование, найти достойную работу. И это очень важно, в этом на сегодняшний день заключается уникальность деятельности Центра реабилитации «Тоша&Co».


Фотографии