Реабилитация после КИ (кохлеарной имплантации)

Реабилитация после кохлеарной имплантации
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 

Важнейшей составной частью всего комплекса мероприятий по кохлеарной имплантации является послеоперационная слухоречевая реабилитация. Без нее невозможно достичь оптимального результата после операции кохлеарной имплантации в формировании и развитии навыков естественного слухоречевого поведения.

Главная цель курса реабилитации после кохлеарной имплантации - обучить ребенка воспринимать и понимать звуковые сигналы, как речевые, так и неречевые, а также научить пользоваться новыми слуховыми ощущениями для развития речи. Процесс послеоперационной реабилитации подразумевает участие команды специалистов: сурдологов, сурдопедагогов, психологов, логопедов, аудиологов и т.д.

Курс реабилитации после кохлеарной имплантации детей дошкольного возраста состоит из следующих компонентов:

  • Настройки речевого процессора кохлеарного импланта.
  • Развития слухового восприятия и речи.
  • Общего развития ребенка - памяти, внимания, моторики, невербального интеллекта.
  • Психологической помощи ребенку и его близким.

Подключение речевого процессора

Спустя 3-4 недели после операции кохлеарной имплантации производится подключение к импланту речевого процессора и его первичная настройка. Настройкой речевого процессора занимается аудиолог, при этом добиваясь оптимального эффекта в формировании слуховых ощущений. С этого момента ребенок может слышать звуки, но для правильного их восприятия и понимания требуется длительный курс занятий с сурдопедагогом.

Развитие слухового восприятия и речи

Сурдопедагог обучает ребенка пользоваться появившимся слухом, развивает правильное восприятие окружающих звуков и способствует формированию устной речи. Однако основной процесс реабилитации после кохлеарной имплантации обеспечивают родители и близкие в домашних условиях. Одним из главных условий, обеспечивающих успешность реабилитации ребенка, является разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи на всех этапах реабилитации.

В помощь родителям:

Основные принципы тренировки слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом:

1. Начинают развитие слухового восприятия с простых заданий, последовательно переходя к более сложным;

2. Необходимо привлечь внимание ребенка перед каждым предъявлением звука или слова, показав ему на ухо.

3. Чтобы запомнить и проанализировать звук, ребенок должен услышать его несколько раз, поэтому родитель четко и медленно повторяет каждый звук.

4. Ребенок несколько раз сам воспроизводит предъявляемый звук, при этом внимательно прислушиваясь к его звучанию;

5. Занятие с ребенком всегда должно заканчиваться таким заданием, которое у него уже хорошо получается.

На сегодняшний день кохлеарная имплантация является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. В результате курса реабилитации после кохлеарной имплантации дети могут посещать детский сад и обучаться в общеобразовательной школе, успешно пройдя процесс интеграции в общество слышащих людей.