Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 
Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах. При этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание изучать окружающий мир, а положительные эмоции  наоборот – способствуют активизации познавательного интереса ребенка. Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.

  
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством  эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Рассмотрим ряд игровых ситуаций при проведении мимической гимнастики.

Игра 1. «Веселые мартышки».

Задачи игры:
  • развитие подражательной способности;
  • эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.
Ход игры:
Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.

Стихотворение:

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу, даже,
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру «три»,
Все с гримасами -  замри.
 
 
Хлопают в ладоши.
Топают ногами.
Надувают щеки.
Прыгают на носочках.
 
Показывают языки.
Прыжок.
Крутят пальцем у виска.
Руками оттопыривают уши.
Помахать рукой у макушки.
Открывают рот.
Делают любые гримасы.
 
Замирают с гримасой.

Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.

Игра 2.

Задачи игры:
  • познать сущность эмоциональных состояний.
Оборудование и материалы:
Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).

Ход игры:
Проводится веселая и наглядная беседа:

Взрослый: Это кто? Показывает игрушку.
Ребенок: Белочка Дуня.

Взрослый: Привет-привет. Здоровается за белочку.
Ребенок: Привет.
Взрослый: Посмотри, какая сегодня Дуня спокойная, у нее все хорошо. Настроение у нее хорошее, похоже на чистую воду. Мысли у нее ясные, ее ничего не беспокоит. Показывает стакан с водой.
Ребенок: Да.
Взрослый: А вчера Дуня была на каруселях и в аквапарке. Ей было очень весело. Вот так. В другой стакан с водой бросает блестки и перемешивает их.
Ребенок: Да. Помогает с блестками.
Взрослый: А иногда она бывает грустной, когда ее кто-то обидел. И мысли ее становятся такими же грустными. В другой стакан с водой бросает грязь и перемешивает.
Ребенок: Да. Ребенок помогает.
Взрослый: А какое у тебя сейчас настроение. Покажи. Предлагает стакан ребенку с чистой водой, блестки и грязь.
Ребенок: Выполняет задание.
Взрослый: Может помогать наводящими вопросами и подсказками.

Кроме развивающего данное задание можно охарактеризовать, как диагностическое. Т.к. с его помощью всегда можно определить какое настроение у малыша.

Игра 3. «Мусорное ведро».

Задачи:
  • познать сущность эмоциональных состояний;
  • разгрузиться от излишних переживаний.
Оборудование и материалы:
Мусорное ведро, фломастеры, бумага.

Ход игры:
Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав, в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия взрослый может помочь изобразить ребенку.

Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет от страхов и других негативных переживаний.

Игра 4. «Жалеем».

Задачи:
  • познать сущность эмоциональных состояний;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.
Оборудование и материалы:
Нарисованные буквы.

Ход игры:
Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:

Взрослый: Посмотри, какая буква. Она веселая? Показывает букву А.
Ребенок: Нет.
Взрослый: А давай она будет радоваться. Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.
Ребенок: Давай.
Взрослый: А покажи, как ты радуешься?
Ребенок: Улыбается.
Взрослый: А это, какая буква? Показывает букву О.
Ребенок: О.
Взрослый: Посмотри, как она умеет удивляться. Дорисовывает ей глаза.
Ребенок: Да.
Взрослый: А как ты умеешь удивляться?
Ребенок: Удивляется.
Взрослый: Молодец!

Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:
  • У – капризуля, упрямица;
  • И – плакса, всегда плачет;
  • Ы – страшилка, любит всех пугать;
  • Э – нехочуха, ничего не хочет, ни кушать,  ни ногти подстригать.
В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Все это помогает лучше познать себя и других и снять психическое напряжение.

Успехов Вам и малышу.

Зонтова О. В., Санкт-Петербург
Директор Центра интегрированного обучения «РОСТ»,
Преподаватель Российского Государственного
Педагогического Университете им. А.И. Герцена