Формирование естественного слухового поведения в окружении ребенка с кохлеарным имплантом

Формирование естественного слухового поведения в окружении ребенка с кохлеарным имплантом
Задать вопрос
Хотите узнать больше? Спросите нас! 
После подключения речевого процессора ребёнку становится доступно всё многообразие окружающих звуков, однако воспринимает он их сквозь призму незнакомого чужого и многоголосого фонового шума. Ранее незнакомые слуховые ощущения обрушиваются на практически неподготовленного малыша, удивляют, настораживают и даже пугают его своей новизной. Важно научить ребёнка естественным образом реагировать на любой звук окружающего мира, находить источник звучания и соотносить с ним звук, самостоятельно действуя с предметами, обследуя их, экспериментировать со звуками так, как это делает слышащий ребёнок, имитировать речевые и неречевые звучания в ситуации эмоционально насыщенного общения.

В первое время после подключения речевого процессора необходимо насытить обстановку звуками, привлекая к ним внимание ребёнка и включая звучащие предметы в систематическую работу. Следует иметь в виду, что новые звуки могут вызвать у ребёнка не только улыбку, радость, удивление, но и раздражение, испуг и опасение. Происходит это часто из-за того, что ребёнок не пользовался индивидуальными слуховыми аппаратами или его слухопротезирование было неэффективным. Именно поэтому в первые две недели после подключения речевого процессора следует избегать слишком громких и раздражающих звуков, равно как и слишком тихих, поскольку к их восприятию ребёнок ещё не готов.

В это время важно сделать так, чтобы любой звук, привлекающий внимание ребёнка, вызывал у него положительные эмоции. Необходимо приучать малыша прислушиваться к звукам и естественным образом реагировать на них, как это делают родители и сурдопедагог. Реакции могут проявляться по-разному, но, как правило, сначала, услышав звучание, ребёнок замирает и сосредоточенно прислушивается к новому знакомому или незнакомому звуку. Поиск звука у ребёнка начинается с движения глаз, затем почти сразу он реагирует поворотом головы и тела в направлении звука.

Чтобы привлечь внимание к звуку, в игровых ситуациях принимают участие двое взрослых (сурдопедагог и родитель; двое родителей; родитель и другой член семьи или няня), роли которых различаются. Роль взрослого, находящегося рядом с ребёнком, заключается в том, чтобы проследить за реакциями малыша и вовремя привлечь его внимание к звуку, заражая его своими эмоциями. Мимика взрослого может выражать удивление, восторг, улыбку, радость в ответ на приятные звуки и, наоборот, он может хмуриться, если возникает громкий или неприятный звук. Он учит малыша прислушиваться, оборачиваться, определять место, источник звучания (предмет, с помощью которого был создан звук) и находить того, кто произвёл звук, а также всем своим видом эмоционально реагировать на него, демонстрируя образцы естественного слухового поведения, которые впоследствии ребёнок копирует.

Второй взрослый не только воспроизводит звуки, но и в момент, когда ребёнок обернулся и смотрит на него, повторяет звук вновь на глазах малыша и называет звучащий предмет. Например, кукла поёт – ля – ля – ля. Затем он предлагает ребёнку взять игрушку и сделать то же самое – воспроизвести звучание. Если ребёнок уже готов по-своему повторить это звучание (например, а-а, я-я, ля или ляля), оба взрослых эмоционально поощряют его и побуждают вновь и вновь к повторению игровых действий.

При выборе игрушки исходно стоит ориентироваться на те, которые интересны и нравятся самому ребёнку. Вместе с тем в игру должны быть постепенно включены и знакомые, и незнакомые ему яркие игрушки, действия с которыми сопровождаются звучанием (звон неваляшки при покачивании, гудение юлы, гудок поезда или паровозика, звуковой сигнал машинки, заводные игрушки, игрушки-колокольчики, захлопывающиеся коробочки, говорящая или плачущая кукла и т.д.). Если в начале работы для ребёнка значима яркость игрушки, визуальное подкрепление действия с ней, сопровождаемого звучанием, то в дальнейшем, при правильно поставленной работе, ребёнок в большей мере будет ориентироваться и интересоваться звуковыми эффектами, а яркость игрушки уже не будет для него столь значимой.

Важно привлекать внимание ребёнка сначала к одним и тем же звукам, временно ограничивая их число. На первой неделе после подключения речевого процессора их может быть не более 3 – 4-х, например, хорошо слышимый звон будильника, одна и та же песенка или танцевальная мелодия и звучащая игрушка со световым эффектом. Как только ребёнок начинает реагировать на них, можно вводить 1 – 2 новых звука, добавляя к ним уже знакомые. По возможности, каждый раз следует предлагать ребёнку вызвать звучание предмета самостоятельно или принять помощь взрослого.

Специальное внимание сурдопедагог уделяет восприятию звуков окружающего мира самими родителями. Как показывает опыт, слышащие родители, как правило, выразительно и ярко реагируют лишь на резкие и громкие звуки, несущие в себе опасность или угрозу (разбившаяся чашка, свист чайника, повышенный голос и крик человека, громко играющая музыка, лопнувшее колесо и т.д.). Для формирования естественного слухового поведения у имплантированного ребёнка такого привычного поведения взрослых недостаточно. Для продуктивной работы взрослому необходимо перестроиться: среди всего многообразия звуков следует научиться выделять наиболее доступные для восприятия имплантированным малышом, и, заражая ребёнка эмоциональным многообразием интонаций, учить его на них реагировать. В этом взрослому помогает сурдопедагог. Перестройка поведения родителей является одним из важных условий формирования естественного слухового поведения ребёнка, что непосредственно отражается на развитии его коммуникации и взаимодействии с окружающим миром.

После появления у ребёнка первых адекватных поведенческих реакций на звуки необходимо специально создавать для него развивающую звучащую предметную среду. При этом необходимо стимулировать ребёнка к действиям с окружающими его звучащими игрушками, а взрослым – приучаться комментировать такие действия. Следует стремиться к тому, чтобы любой предмет, который попадает в руки взрослого, «начинал звучать». При этом он должен не только воспроизводить звучание предмета, но и по возможности имитировать его голосом, призывая ребёнка к повторению (например, звука сирены полицейской машины, голосов животных, гула самолёта или юлы и т.п.). Вместе с тем не следует требовательно настаивать на повторении, если ребёнок к этому пока не готов.

Довольно рано для восприятия малыша становятся доступны просодические компоненты устной речи: мелодика, темпо-ритмические характеристики, интонация и др. Уже через несколько месяцев после подключения речевого процессора ребёнок при правильной работе сурдопедагога и семьи начинает подражать и воспроизводить отдельные звуки и даже слова, возникают первые попытки речевой коммуникации.

Успешному использованию новых слуховых возможностей способствует ведущаяся на этом этапе работа по программированию речевого процессора. Для установления аудиологом точных параметров индивидуальной карты стимуляции речевого процессора, сурдопедагогу важно научить ребёнка в ответ на звуковой сигнал реагировать определённым действием, например, надевать кольца на пирамидку, бросать пуговки в банку, кубики в машинку, переворачивать картинки, доставать из мешочка игрушки и т.п. Правильно сформированная условная двигательная реакция на звук характеризуется следующим: ребёнок, не видя источника звука, ждёт сигнал и незамедлительно отвечает на него. Важно, чтобы ребёнок умел реагировать не только на многократно повторяющиеся (папапа, пупупу, сисиси), но и на однократные (у, ш, с, х, м, р, в и т.п.) стимулы, произносимые как голосом нормальной разговорной громкости, так и шёпотом – как рядом с ребёнком, так и на расстоянии 4 – 6 метров от него.

Формировать условную двигательную реакцию как на речевые, так и на неречевые звуки нужно не только в процессе специально организованных занятий, но и во время свободной игры с ребёнком в домашней обстановке и на улице. Например, дома можно предложить следующие игры: по сигналу (под стук ложек друг о друга, звон ложки в стакане, шуршание целлофанового пакета, звон монет и т.п.) складывать ложки в ту или иную посуду, вытаскивать конфеты из пакета, перебирать фасоль, перекладывать фрукты и т.д. На улице можно бросать мелкие камушки в лужицу, переворачивать формочки в песочнице, собирать листочки, жёлуди, каштаны под звуки удара мячика о землю, под стук лопатки по ведру, под звук удара палки по скамейке и т.п. Такие выходящие за рамки специально организованных занятий игры начинают занимать ребёнка и хорошо осваиваются им.

Необходимо также вырабатывать у ребёнка умения: определять наличие и отсутствие звука (есть – нет); определять количество звучаний (один – много); определять характеристики звуков: интенсивность (громкий – тихий), длительность (длинный – короткий), непрерывность (слитный – прерывистый), высота (высокий – низкий); уметь действовать по сигналу ( реагировать на его начало и продолжительность – выполнять игровое действие, пока он звучит).

При правильной работе сурдопедагога и семьи родители отмечают изменения в поведении глухого ребёнка уже в первые месяцы использования кохлеарного импланта, что отличает ситуацию от слухопротезирования.

Формирование естественного слухового поведения в окружении ребенка с кохлеарным имплантом